в Интернете 
Українська  English  Русский  

DOI:


Опись-ссылка ISSN 1812-7231 Klin.inform.telemed. Volume 5, Issue 6, 2009, Pages 86-90


Автор(ы) А. А. Рыжов


Учреждение(я)

Запорожский государственный медицинский университет, Украина


Название статьи Модели знаний в системах дистанционного обучения. Часть.1. Анализ понятийного аппарата


Аннотация (резюме)

В работе рассматриваются понятия "концепт", "понятие", "термин" и "научное знание" с позиций когнитивной психологии и когнитивной лингвистики с целью последующего моделирования медицинских и фармацевтических знаний в интеллектуальных адаптивных системах дистанционного обучения.


Ключевые слова дистанционное обучение, интеллектуальные компьютерные системы обучения, научное знание, концепт, понятие, термин


Список литературы

1. Gruber Th. R. Toward Principles for the Design of Ontologies Used for Knowledge Sharing In: Formal Ontology in Conceptual Analysis and Knowledge Representation, edited by Nicola Guarino and Roberto Poli, Kluwer Academic Publishers ftp://ftp.ksl.stanford.edu/pub/KSL_Reports/KSL-93–04.ps.gz

2. Bodenreider O., Burgun A. Biomedical ontologies. In: Medical informatics: Advances in knowledge management and data mining in biomedicine. Springer-Verlag, 2005 http://lhncbc.nlm.nih.gov/lhc/docs/published/2005/pub2005025.pdf

3. Клещев А. С., Артемьева И. Л. Математические модели онтологий предметных областей. Ч.1. Существующие подходы к определению понятия "онтология" НТИ, Сер.2. 2001. №2. с. 20–26.

4. Палагін О. В., Петренко М. Г. Архітектурно-онтологічні принципи розбудови інтелектуальних інформаційних систем. Математичні машини і системи 2006. № 4. С.15–20.

5. Кондаков Н. И. Логический словарь справочник. М., Наука, 1975. 720с.

6. Штанько В. И. Философия и методология науки. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов естественнонаучных и технических вузов. Харьков, ХНУРЭ, 2002. 292 с.

7. Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. М., Прогресс-Традиция, 2002 624 с.

8. Микешина Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования Учеб. пособие. М., Прогресс-Традиция, МПСИ, Флинта, 2005. 464 с.

9. Гаврилова Т. А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. СПб. Питер, 2000. 384 с.

10. Аверкин А. Н., Базе-Рапопорт М. Г., Поспелов Д. А. Толковый словарь по искусственному интеллекту. М., Радио и связь. 1992. 256 с.

11. Павилёнис Р. И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. М., Мысль, 1983. 286 с.

12. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М, Изд-во МГУ, 1982. 336 с.

13. Held C., Vosgerau G., Knauff M. Mental Models & the Mind, Current developments in Cognitive Psychology, Neuroscience and Philosophy of Mind. Volume 138 North Holland, 2006. 286 p.

14. Залевская А. А. Психолингвистический подход к проблеме концепта. Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Научное издание. Под редакцией И. А. Стернина. Воронежский государственный университет, 2001. с. 36–44.

15. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж, 2001. 191 с.

16. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., МГУ, 1996. 245 с.

17. Демьянков В. З. Термин "концепт" как элемент терминологической культуры. В кн. Язык как материя смысла: Сборник статей в честь академика Н. Ю. Шведовой. Отв. ред. М. В. Ляпон. М., Издательский центр "Азбуковник", 2007. РАН, Институт русского языка им. В. В. Виноградова. с. 606–622.

18. Sternin J., Popova Z. Semantico-Cognitive Approach in Russian Linguistics. Respectus Philologicus, issue 10 (15) 2006. p. 43–51. https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=168994

19. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., Изд-во МГУ, 1975. 253 с.

20. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., Изд-во МГУ, 1979. 319 с.

21. Демьянков В. З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке. Вопросы филологии. М. 2001. № 1. С.35–47.

22. Войшвило Е. К., Дегтярев М. Г. Логика как часть теории познания и научной методологии (фундаментальный курс) Кн.2. М., Наука, 1994. 333 с.

23. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М., Политиздат, 1982. 250 с.

24. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка. Известия РАН. Сер. лит. и яз. 1993. №1. С.3–9.

25. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. В. Н. Ярцева. М., Большая Российская энциклопедия, 1998. 685 с.

26. Болдырев Н. Н. Концепт и значение слова. В кн Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Научное издание. Под редакцией И. А. Стернина. Воронежский государственный университет, 2001. с. 25–36.

27. Кожанов Д. А. Новые подходы к определению сущности термина в когнитивно-дискурсивных исследованиях. Мир науки, культуры и образования. 2008. № 5(12). с. 43–47.

28. Володина М. Н. Научно-техническая терминология и общеупотребительная лексика. Речевое общение. Специализированный вестник. Выпуск 8–9 (16–17). Красноярск, 2006.

29. Шелов С. Д., Крюков Ю. И. Понятийная структура терминологии: опыт выявления и представления (на материале терминологических словарей по языкознанию) НТИ. Сер.2. 2004. № 5. с. 1–13.

30. Стернин И. А. Значение в языковом сознании: специфика описания. Вопросы психолингвистики. №4. 2006. с. 172–179.

31. Залевская А. А. Динамика общенаучных подходов к проблеме знания и некоторые задачи психолингвистических исследований. Вопросы психолингвистики. 2007. №5. с. 4–12.

32. Тарасов Е. Ф. Образ мира. Вопросы психолингвистики. 2008. №8. с. 6–10.

33. Теория систем и системный анализ в управлении организациями. Учеб. пособие под ред. В. Н. Волковой и А. А. Емельянова. М., Финансы и статистика, 2006. 848 с.

34. Рижов О. А. Модель представлення знань на основі понять для комп'ютерних систем навчання. Медична інформатика та інженерія. 2008. №2. с. 83–88.


Полнотекстовая версия http://kit-journal.com.ua/ru/viewer_ru.html?doc/2009_6/20.pdf