в Интернете 
Українська  English  Русский  

DOI:


Опись-ссылка ISSN 1812-7231 Klin.inform.telemed. Volume 9, Issue 10, 2013, Pages 136-140


Автор(ы) М. Л. Кочина1, А. В. Яворский2, С. Н. Лад2, А. С. Евтушенко3


Учреждение(я)

1Харьковская медицинская академия последипломного образования, Украина

2Харьковский национальный медицинский университет, Украина

3КУОЗ "Харьковская городская клиническая больница №14 им. проф. Л. Л. Гиршмана", Украина


Название статьи Возрастные особенности функциональной организации системы получения и первичной обработки визуальной информации


Аннотация (резюме)

Проведено исследование показателей зрительной системы, обеспечивающих зрительное восприятие на близком расстоянии, у 1272 человек в возрасте от 6 до 17 лет. Всем испытуемым определяли резервы аккомодации, положение ближайшей точки конвергенции, конвергентные и дивергентные фузионные резервы. Для обработки данных были использованы описательные статистики, корреляционный и факторный анализ. В первых трех возрастных группах (6–13 лет) положение ближайшей точки ясного зрения зависит от фузионных резервов и приближается к глазам при их увеличении. В старших возрастных группах (14–17 лет) положение ближайшей точки ясного зрения определяется резервами аккомодации, увеличение которых приводит к ее приближению к глазам. Таким образом, в процессе роста ребенка в зрительной системе происходит разделение механизмов настройки и фокусировки, обеспечиваемых аккомодацией и конвергенцией, и первичного анализа информации, происходящего в центральных отделах зрительной системы при участии фузии.


Ключевые слова аккомодация, конвергенция, фузия, механизмы зрительного восприятия


Список литературы

1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М. Медицина. 1975. 447 с.

2. Кочина М. Л. Роль качества визуальной нагрузки в процессе формирования зрительной системы детей и подростков. Гигиена населенных мест. Киев. 1999. Вып.35. С.416–424.

3. М. Л. Кочина, Л. В. Подригало, А. В. Яворский Современные факторы визуального воздействия и их влияние на зрительный анализатор школьников. Международный медицинский журнал. 1999. №2. С.133–135.

4. Аветисов Э. С. Содружественное косоглазие. М. Медицина. 1977. 312 с.

5. Аветисов Э. С. Близорукость. М. Медицина. 1999. 285 с.

6. Г. И. Рожкова, С. Г. Матвеев Зрение детей: проблемы оценки и функциональной коррекции. М. Наука. 2007. 315 с.

7. Рожкова Г. И. Изменения фокусирующих способностей человеческого глаза в постнатальном онтогенезе. Биомеханика глаза. Сб. трудов конференции. М. МНИИГБ им. Гельмгольца. 2007. с. 43–48.

8. Сомов Е. Е. Клиническая офтальмология. МЕД пресс-информ. 2012. 400с.

9. Сомов Е. Е. Методы офтальмоэргономики АН СССР, отделение физиологии. Л. Наука. 1989. 157 с.

10. Э. Ферстер, Б. Ренц Методы корреляционного и регрессионного анализа. М. Финансы и статистика. 1983. 302 с.

11. Иберла К. Факторный анализ М. Статистика. 1980 398 с.

12. Кочина М. Л., Подригало Л. В., Яворский А. В., Маслова Н. М. Офтальмологические аспекты визуального окружения современного человека. Офтальмологический журнал. 2001. №6. с. 54–57.


Полнотекстовая версия http://kit-journal.com.ua/ru/viewer_ru.html?doc/2013_10/136-140_Kochina_10_sc_P.pdf