в Інтернеті 
Українська  English  Русский  

DOI:


Опис-посилання

ISSN 1812-7231 Klin.inform.telemed. Volume 7, Issue 8, 2011, Pages 33-45


Автор(и)

О. К. Осницький1, С. Ю. Тарасова2


Установа(ви)

1Психологічний Інститут РАО, Москва, Росія

2ГОУ Центр психолого-медикосоціального супроводу "ОЗОН" Москва, Росія


Назва статті

Донозологічний контроль психофізіологічної дезадаптації молодшого школяра


Анотація (резюме)

Виявляються закономірні взаємозв'язки між соціально обумовленими, психологічними та фізіологічними показниками адаптації дітей до умов навчання на початковому ступені. Встановлено, що ризик формування шкільної тривожності та дезадаптації пов'язаний зі статусним становищем дитини в учнівському колективі, хорошою успішністю з основних предметів і старанною поведінкою. Фізіологічним маркером функціонального стану нервово-психічної напруги у дітей цієї групи ризику є вміст кортизолу в пробах слини.

За результатами дослідження виявлено чутливість індексу симпато-адреналового тонусу до стану нервово-психічного перенапруження у "неадекватно спокійних" дітей. У цих учнів виявлені особливості нервово-психічного здоров'я, які є фактором ризику розвитку психосоматичної симптоматики. В учнівському колективі ці діти ізольовані і демонструють порушення поведінки.


Ключові слова

нервово-психічне напруження, психосоматичне здоров'я, концентрація кортизолу, індекс варіаційної пульсометрії, тривожність


Список літератури

1. Альманах психологических тестов. М. 1996.

2. Ахвердова О. А., Гюлушанян К. С., Боев И. В. Влияние эколого-химической среды обитания на психологическое и психическое здоровье подростков. Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края. Ставрополь 2003.

3. Баевский Р. М., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М. 1997.

4. Ботникова Е. А. Соматический и психоэмоциональный статус учащихся образовательных школ города и села. Ижевская государственная медицинская Академия. Ижевск 2004.

5. Гюлушанян К. С. Среда жизнедеятельности и аномальная личностная и поведенческая изменчивость. Журнал практикующего психолога. 2009. Вып. 15.

6. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М. 2001.

7. Калиниченко И. А. Вариабельность сердечного ритма у школьников разных соматотипов. Тезисы докладов IV Всероссийского симпозиума с международным участием "Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение". Ижевск 2008 Отв. ред. Н. И. Шлык, Р. М. Баевский.

8. Калюжный Е. А., Данилина Р. А., Кузьмичев Ю. Г., Харитонова Л. П., Крылов В. Н., Сабурцев С. А. Функциональная адаптация младших школьников современного образования с учетом фактора одаренности. Тезисы докладов IV Всероссийского симпозиума с международным участием "Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение". Ижевск 2008 Отв. ред. Н. И. Шлык, Р. М. Баевский.

9. Каплан А. Я. Вариабельность ритма сердца и характер обратной связи по результату операторской деятельности у человека. Журнал высшей нервной деятельности. 1999. Т. 48.

10. Кайгородова Н. З. Эколого-физиологические аспекты исследования особенностей адаптации первоклассников к школе. Дисс. докт. биол. наук. Барнаул 2010.

11. Колесникова И. А. Особенности формирования здоровья и физической подготовленности детей и подростков в период школьного обучения. Автореф. дисс. канд. мед. наук. Архангельск 2008.

12. Котельников С. А., Ноздрачев А. Д., Одинак М. М. и др. Вариабельность ритма сердца: представления о механизмах. Физиология человека. 2002. Т. 28, №1.

13. Кубасов Р. В., Ткачев А. В., Поскотинова Л. В. и др. Особенности гормонального статуса у детей младшего школьного возраста на Европейском Севере. Физиология человека. 2003. Т. 29, №5.

14. Малых Т. В. Вариабельность сердечного ритма как индикатор функциональных систем организма детей младшего школьного возраста. Дисс. канд. биол. наук. Ижевск 2005.

15. Малых Т. В., Воронина Г. А. Вариабельность сердечного ритма как индикатор функциональных состояний организма детей младшего школьного возраста. Тезисы докладов IV Всероссийского симпозиума с международным участием "Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение". Ижевск 2008.

16. Марчик Л. А., Никитина Е. О. Функциональное состояние подростков 14–15 лет и его динамика под влиянием учебной нагрузки. Тезисы докладов IV Всероссийского симпозиума с международным участием "Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение". Ижевск 2008.

17. Миронова Т. Ф., Давыдова Е. В., Калмыкова А. В., Соколова Т. А. Анализ вариабельности сердечного ритма в клинической практике. Перспективы и возможности. Тезисы докладов IV Всероссийского симпозиума с международным участием "Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение". Ижевск 2008.

18. Михайлов В. М. Вариабельность сердечного ритма. Опыт практического применения. Иваново 2000.

19. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. 1960.

20. Новикова Е. В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков. Проблемы психодиагностики обучения и развития школьников. 1985.

21. Поскотинова Л. В., Кривоногова Е. В., Арасланова Л. И., Ткачев А. В. Вегетативное обеспечение психоэмоционального фона у детей-подростков на юге Архангельской области. Тезисы доклада Международного симпозиума "Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение". Ижевск: 2003.

22. Поскотинова Л. В., Демин Д. Б., Кубасов Р. В. и др. Сердечно-сосудистая регуляция и соотношение тестостерона и кортизола в слюне при физической нагрузке у мальчиков-подростков. Сб. научных трудов I Съезда физиологов СНГ под ред. Р. И. Сепиашвили. 2005.

23. Поскотинова Л. В. Вегетативная регуляция ритма сердца и эндокринный статус подростков и молодых лиц в условиях Европейского Севера России. Автореф. дисс. докт. биол. наук. Архангельск 2009.

24. Прасолова О. В. Влияние инновационных форм обучения на психосоматическое здоровье и состояние адаптационных систем школьников. Автореф. дисс. канд. биол. наук. Ставрополь 2005.

25. Прихожан А. М. Переживание и ненасыщаемые потребности в контексте концепции Л. И. Божович. Журнал практического психолога. 2008. № 5.

26. Прихожан А. М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. М. 2009.

27. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб. 1999.

28. Смагулов Н. К., Старикова А. Е., Смагулов М. Н., Шандаулов А. Х. Физиологическая оценка адаптации детей к обучению в школах нового типа. Тезисы докладов IV Всероссийского симпозиума с международным у частием "Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение". Ижевск 2008.

29. Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М. 1995.

30. Тимербулатов И. Ф., Юлдашев В. Л., Зулькарнаев Т. Р., Сафина Р. Б., Муратшина Я. Б. Структура невротических расстройств у школьников. Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2008. №3.

31. Хрулева Л. В. Психофизиологические детерминанты школьных трудностей. Дисс. канд. биол. наук. Ярославль 2004.

32. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб. 2001.

33. Bagner D. M., Sheinkopf S. J., Vohr B. R., Lester B. M. 2010.

34. Board R., Dai J. 2010.

35. Gorman J. M., Sloan R. P. Heart rate variability in depressive and anxiety disorders. Am. Heart J. 2000. vol. 140 (4).

36. Henningsen P., Meinck H. M. Specific phobia is a frequent non-motor feature in stiff man syndrome. Department of Psychosomatic Medicine, University Hospital, Heidelberg, Germany. J. Neurol Neurosurg Psychiat. 2003. vol. 74 (4).

37. Tornhage C. J., Alfven G. 2006.

38. Zachariac R., Jogensen M. M. et al. Autonomic and physiological responses to an acute physiological stressor and relaxation: the influence of hypnotizability and absorption. Int. J. Clin. Exp. Hyp. 2000. vol. 48 (4).


Повнотекстова версія http://kit-journal.com.ua/uk/viewer_uk.html?doc/2011_8/osnitskiy_6.pdf